Судебная практика по демонтажу покрышек, установленных в качестве благоустройства

Консультация юриста в Москве 8(800)201-16-39
Консультация юриста в Курске - 8(4712)746-806
Регионы - 8-800-201-16-39

Судебная практика о правомерности использовании отработанных автомобильных шин в целях благоустройства на территориях, прилегающих к жилым домам

 

Примеров судебной практики по данной теме огромное количество, природоохранные прокуратуры практически всех регионов подают иски с требованием организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин, поскольку это прямо противоречит действующему законодательству об отходах и потреблении. Более того, даже размещение и складирование отработанных автомобильных шин запрещено, поскольку противоречит санитарному законодательству в области обращения с отходами производства и потребления.

 

1. Решение Ленинского районного суда города Костромы от 8 декабря 2015 г. по делу № 2-1927/2015

            ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы об устранении нарушений требований законодательства, мотивируя тем, что по обращению жителя г. Костромы Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка об использовании отработанных автомобильных шин в целях благоустройства на территориях, прилегающих к жилым домам, расположенным в г. Костроме. Установлено, что на территории общего пользования, с правой стороны ... между ближайшим тротуаром с асфальтовым покрытием и торцевой стеной указанного дома в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины. Шины вкопаны в землю по вертикали примерно до середины, в ряд с промежутком от 0 до нескольких сантиметров. 

            Вместе с тем, использование автомобильных шин в качестве элемента благоустройства противоречит федеральному законодательству об отходах производства и потребления. В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране, окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Использование отходов - отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

            ИТОГ: Суд требования прокурора об организации демонтажа, вывоза и утилизации отработанных автомобильных шин счел обоснованными и удовлетворил. Обязал Комитет городского хозяйства Администрации г. Костромы организовать демонтаж, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин в количестве 63 штук, расположенных в границах территории общего пользования на земельном участке площадью около 429 кв.м. в виде прямоугольника со сторонами 10,4 м. и 26 м., ближайшая длинная сторона которого параллельна правой торцевой стене жилого ... и находится на расстоянии 9,5 м от неё.

 

2. Решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2016 г. по делу № 2-436/2016

            ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ средняя школа № о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, обосновывая свой иск тем, что в рамках надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратурой района проведена проверка об использовании отработанных автомобильных шин в целях благоустройства территории образовательных учреждений, в ходе которой выявлено, что на территории МБОУ «<адрес> средняя школа №», расположенного по адресу: <адрес>, напротив парадного входа в образовательное учреждение, а также на его территории, в качестве одного из элементов благоустройства использованы отработанные автомобильные шины.

            Вместе с тем, использование автомобильных шин в качестве элемента благоустройства противоречит федеральному законодательству об отходах производства и потребления на основании следующего.

            В силу ч. 1 ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

            Использование отходов - отработанных автомобильных шин, для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

            Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 отработанные автомобильные шины отнесены к отходам 4 класса опасности (малоопасные отходы).

            В соответствии с Приказом МПР РФ от 15.06.2001 года № 511, отходы IV класса опасности по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии характеризуются низкой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду. Критериями отнесения отходов к IV классу опасности является нарушение экологической системы с периодом самовосстановления не менее 3 лет.

            ИТОГ: Исковые требования прокурора о возложении обязанности устранить выявленные нарушения суд удовлетворил и обязал МБОУ средняя школа № демонтировать в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу, расположенные на территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя школа №» по адресу: <адрес>, отработанные автомобильные шины, используемые в качестве элементов благоустройства.

 

3. Решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 17 апреля 2020 г. по делу № 2-5-40/2020

            ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: Прокурор Сонковского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к МДОУ «Детский сад №2 Сонковского района Тверской области» об обязании демонтировать отработанные автомобильные шины, используемые в качестве элементов благоустройства территории дошкольного образовательного учреждения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сонковского района по заданию прокуратуры Тверской области в МДОУ «Детский сад №2 Сонковского района Тверской области» проведена проверка соблюдения требований законодательства в части безопасного использования игровых площадок в дошкольных образовательных учреждениях. В ходе проведенной 24.03.2020 г. проверки установлено, что на территории МДОУ «Детский сад №2» в качестве элементов благоустройства используются отработанные автомобильные шины.    Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. №242 отработанные автомобильные шины (ред. от 02.11.2018 г.) отнесены к отходам IV класса опасности.

            В силу ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Использование отходов– отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности, нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Непринятие мер по содержанию территории детского сада в надлежащем состоянии может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки дошкольного образовательного учреждения, что, в свою очередь негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа несовершеннолетних воспитанников детского сада. На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» прокурор Сонковского района просит суд возложить на МДОУ «Детский сад №2 Сонковского района Тверской области» обязанность в срок до 01.09.2020 г. демонтировать расположенные на территории дошкольного учреждения по адресу: 171450, Тверская область, п. Сонково, ул. Широкая, д. 13, отработанные автомобильные шины, используемые в качестве элементов благоустройства.

ИТОГ: Исковые требования прокурора суд удовлетворил полностью.

 

Подобные решения:

- решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 27 марта 2019 г. по делу № 2-209/2019;

- решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 15 апреля 2016 г. по делу № 2-433/2016;

- решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 25 октября 2017 г. по делу № 2-940/2017.

 

Ваше мнение?: